Датчик уровня топлива SAT-FUEL
На прошлой неделе в лаборатории LocMe.ru мы “тренировали” датчик уровня топлива SAT-FUEL (AutoSat) модификации ДУТ12-01. Это цифровой датчик уровня топлива емкостного типа с двумя интерфейсами внешнего подключения RS-232 и RS-485.
Добро пожаловать в мир длинных и осмысленных текстов, наполненных яркими иллюстрациями.
Как обычно, начинаем свой рассказ с упаковки, внешнего вида и других характеристик.
В коробке может быть два датчика, но нам показалось, что и три там поместится свободно. Правда, придется поплотнее сложить кабельные трассы.
В комплекте все самое важное и необходимое, включая изолирующий колпачок.
Заслуживает поощрения идея поместить в два разных пакета монтажный и пломбировочный комплекты. И тот факт, что саморезов вместе с пломбировочным на один больше, чем крепежных отверстий, тоже не плох. Шестой не лишний – шестой запасной.
Вот как они это делают?
Корпус датчика, за исключением измерительной части, полностью покрыт пластиком. Было бы очень интересно увидеть, как они это делают. Крепежных отверстий пять. Выполнены они по стандарту SAE 5. На табличку нанесена маркировка с указанием торговой марки, модификации, серийного номера, года выпуска и основных электрических характеристик.
Следующие фотографии демонстрируют геометрические характеристики датчика Sat-Fuel ДУТ12-01.
Без учета прокладки датчик будет возвышаться над местом установки на 22 миллиметра.
Монтажный диаметр 32 миллиметра. Рекомендуется использовать коронку от 35 до 40 миллиметров для подготовки установочного отверстия.
Диаметр измерительной трубки 18 миллиметров. Корпус датчика имеет защиту IP57.
IP – это международная маркировка, показывающая степень защиты оболочки. Первая цифра показывает уровень защиты от проникновения посторонних предметов, а вторая – от проникновения воды. В конкретном случае цифра 5 означает, что датчик защищен от проникновения пыли. Если бы на первом месте стояла цифра 6, то датчик был бы пыленепроницаем.
Вторая цифра в маркировке означает защиту от проникновения воды. Цифра 7 – защита от проникновения воды при кратковременном погружении датчика в воду на глубину 1 метр. При этом не предполагается постоянная работа в погруженном состоянии.
Это если в общих чертах, понятным и доступным языком. Для желающих прикоснуться к вопросу более подробно рекомендуем – ГОСТ 14254-2015 СТЕПЕНИ ЗАЩИТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ ОБОЛОЧКАМИ (КОД IP).
Датчик имеет четыре воздушных отверстия диаметром около 3 миллиметров. Они расположены по кругу под углом 90 градусов. Противоположные отверстия расположены на разных уровнях с соседними отверстиями. Сделано это, вероятно, для того, чтобы не ослаблять конструкцию. Помните анекдот про туалетную бумагу и хвост самолета? Шутка!
В качестве центрального электрода используется алюминиевый штырь. Он изолирован методом покраски.
Sat-Fuel ДУТ12-01 укомплектован стандартной кабельной трассой длинной 7 метров. Для соединения кабельной трассы с датчиком используются разъемы типа Molex, которые можно удобно и надежно опломбировать.
Датчик уровня топлива Sat-Fuel ДУТ12-01 может быть укомплектован как специальным переходником на УНУ типа Omnicomm, так и собственным устройством настройки – адаптером Autosat FLS. В нашем распоряжении оказались оба комплекта.
Несмотря на наличие разъема для подключения внешнего источника питания, адаптер Autosat FLS может работать и без него. Внешнее питание может понадобится только в одном случае, если у Вас на линии более 4-х датчиков Sat-Fuel.
Правила обрезки и монтажа датчика уровня топлива Sat-Fuel ДУТ12-01 подробно и детально описаны в руководстве по эксплуатации. Обязательно ознакомьтесь. Минимальная длинна обрезки датчика 100 миллиметров! Мы же обратимся к конфигуратору, а потом проверим основные характеристики датчика.
Конфигуратор
Для настройки датчика уровня топлива Sat-Fuel необходима программа Autosat FLS. Её можно скачать с сайта производителя.
Датчик из коробки идет с адресом 255. Программа-конфигуратор Autosat FLS автоматически подключается именно к этому адресу. Первое, что необходимо сделать после установления соединения с датчиком, прочитать параметры и настроить сетевой адрес датчика.
Для калибровки датчика используется отдельная кнопка – “Настроить датчик”.
Настройки открываются в новом окне, которое определяет последовательность действий при калибровке. Благодаря такому решению, перепутать последовательность настроек просто невозможно. При настройке датчика уровня топлива Sat-Fuel ДУТ12-01 необходимо измерить длину обрезанного датчика и ввести её в настройки. Пренебрегать этим параметром нельзя.
Для ввода значений пустого и полного необходимо нажать кнопку “Взять значение”. В завершении процедуры калибровки (настройки датчика) необходимо нажать кнопку “Записать”.
Некоторые дополнительные настройки можно произвести на вкладке “Дополнительные параметры”. Например, можно задать минимальное и максимальное значение, выдаваемое датчиком в цифровой порт по протоколу LLS. Работать с круглыми числами удобнее.
Здесь же настраивается интервал сглаживания. Максимально возможная цифра, которую можно ввести в поле “Интервал сглаживания” – 60. И, вероятно, тут допущена какая-то неточность. Ибо если верить надписи [x 10 сек.], то максимальное возможное сглаживание составит 10 минут. Имеет ли такой интервал сглаживания смысл? В документации об этом нет ни слова.
Также на вкладке “Дополнительные параметры” можно активировать режим самостоятельной выдачи данных и отключить компенсацию температурного расширения топлива.
Еще одна очень важная и полезная вкладка “Тарирование”.
Здесь все предельно просто и ясно. Достаточно настроить шаг тарировки, дождаться “зеленого” цвета топлива на изображении бака с датчиком и можно жать кнопку “Записать”. Значение добавится в таблицу. Готовую тарировочную таблицу можно сохранить в файл как простой текст.
Переходим к опытам
При комнатной температуре встроенный термометр датчика уровня топлива Sat-Fuel ДУТ12-01 регистрирует температуру порядка 29 градусов Цельсия. Погружаем датчик в тестовую емкость с моторным маслом и фиксируем значение уровня.
Подвергаем датчик нагреву до 45 градусов.
После стабилизации уровня рассчитываем разницу. Получилось примерно 11 единиц, что по шкале от 0 до 4095 составляет не более 0,26%. Очень хорошо. Собираем тестовый стенд и проверяем датчик на стабильность. Сначала при комнатной температуре, потом при уличной. Для тестов используем навигационный контроллер Sat-Lite 4 из предыдущего обзора.
На следующем слайде видно, как менялась во время тестирования температура окружающей среды и температура LLS.
Разумеется, мы сделали тестовый слив и тестовую заправку одинаковым объемом.
Оба события зафиксировали в отчетах.
Вывели все параметры на одном графике для полноты картины.
Погрешность по отчету, рассчитанная на основании тестовой тарировочной таблицы, составила 0,09 %. Самое интересное на детальном графике с высоким разрешением. Его можно получить, если вывести на один график уровень топлива и бортовое напряжение.
Максимальная погрешность, которую мы зарегистрировали во время статического лабораторного теста, составила 0,45%. И это отличный результат!
Датчик соответствует всем техническим характеристикам, заявленным производителем, имеет отключаемую компенсацию температурного расширения и невысокую стоимость.
При тестировании не использовалась фильтрация и усреднение значений.
Рекомендуемая розничная цена производителем не установлена.