Датчик уровня топлива ITALON
ITALON относится к универсальным датчикам уровня топлива. На борту у этого датчика имеются сразу три интерфейса: аналоговый, частотный и RS-485.
Датчик поставляется в фирменной картонной коробке.
В коробке может быть один или два датчика. Каждый комплектуется установочным комплектом, кабельной трассой и паспортом.
В комплекте прокладка из стойкой к воздействию нефтепродуктами резины, устойчивой к отрицательным температурам (мы её немного заморозили: при температуре минус 18 градусов Цельсия прокладка своих свойств не изменила), держатель предохранителя, предохранитель на 1 Ампер, номерная пломба и четыре самореза, один из которых имеет отверстие в шляпке для пломбировки установленного датчика.
На датчики уровня топлива ITALON ставится разъем, который за многие годы стал восприниматься как стандартный для данного типа оборудования. Распиновка разъема также соответствует стандарту Omnicomm. Кабельная трасса длинной 7 метров. Провода в гофре без дополнительной изоляции. При желании можно заказать кабельную трассу любой длины (мы узнавали), разумеется, за дополнительную плату.
Стандартная длина датчика уровня топлива ITALON 1 метр. На заказ может быть поставлен ДУТ длиной до 5 метров.
Первое, что бросилось в глаза, – короткий кабельный ввод. Его длина несколько короче, чем у большинства подобных датчиков. Всего 40 сантиметров вместе с разъемом. Кстати, это неплохо. Иной раз монтажники не знают, куда деть “излишки”, да так чтобы и разъем был в зоне досягаемости сервисного специалиста, и чтобы не городить скрутки на кабельных стяжках. Кабельный ввод выполнен пластиковой гофрой (металл в наших условиях просто гниет).
Еще одна конструктивная особенность датчика уровня топлива ITALON – аж десять болтов на наружной стороне крепежной пластины. Четыре из них держат переходную муфту, а шесть других крепят крышку корпуса.
При беглом осмотре может показаться, что у Италона три воздушных отверстия. Это не так.
Воздушное отверстие у датчика одно, и оно очень маленькое. Два других только делают вид, а на самом деле туда ввернуты два дополнительных болта для надежности крепления измерительной трубки в переходной муфте.
Верхняя часть корпуса датчика выполнена из прочного пластика.
На корпус нанесена маркировка. Геометрические размеры основания и крепежные отверстия выполнены как и у датчиков Omnicomm.
Переходная муфта имеет диаметр 24,5 мм. Несколько тоньше, чем у большинства аналогов. Поэтому при установке можно использовать коронку по металлу диаметром от 25 до 30 мм.
Высота корпуса без прокладки 23 мм.
В качестве центрального электрода измерительной части используется довольно массивный аллюминиевый штырь. Изолирующий колпачок идет в комплекте с каждым датчиком.
Переходим к конфигуратору.
Интерфейс очень простой, даже аскетичный. Во вкладке “Показания датчика” производится калибровка датчика. Она же используется во время тарировки.
Вкладка “Настройки датчика” позволяет выбрать режим работы датчика, настроить диапазон аналогового выхода, выбрать диапазон частотного выхода и настроить режим его работы: «с резистором» или «без резистора» выбирается исходя из рекомендаций производителя навигационного оборудования, к которому будет подключен ДУТ.
В аналоговом режиме есть возможность выбора диапазона напряжений от 0 до 20 В. Порядок может быть как прямой, так и обратный.
Важно! Напряжение на аналоговом выходе напрямую зависит от подаваемого на датчик: если питание будет поступать от 12В аккумулятора, то максимальное значение необходимо выставить не более 10В.
На этой же вкладке настраивается сетевой адрес датчика, настроить нижний и верхний уровень сигнала цифрового порта RS-485 нельзя, он всегда будет в интервале от 0 до 4095.
Выпадающий список “Усреднение результатов” служит для настройки фильтрации. При проведении тарировки усреднение следует отключить.
Рекомендуемое производителем время усреднения 10 секунд. Максимально возможное – 32 секунды. Его стоит активировать, если транспортное средство работает в тяжелых условиях эксплуатации. Рекомендуем активировать его и при установке ДУТ ITALON на специальную и сельскохозяйственную технику.
Следует перед изменением настроек датчика считать параметры из датчика нажатием соответствующей кнопки, после этого произвести необходимые настройки, а потом нажать кнопку “Записать конфигурацию в датчик”. Кнопки чтения и записи расположены очень логично.
В правой части вкладки “Настройки датчика” можно обновить программное обеспечение датчика. Обновляется медленно, но уверенно. В ситуации, когда этот функционал может понадобиться, спешить точно не стоит. Ниже расположены две кнопки для импорта/экспорта настроек “пустого” и “полного”. Эта возможность может понадобиться в случае замены одного датчика на другой.
Вкладка “Настройки конфигуратора” может пригодиться только в одном случае: если придется запускать на одном компьютере сразу два конфигуратора, например, для тарировки бака, в который установлено сразу два датчика. Для этой цели понадобится второе устройство настройки (УНУ). Порты нужно будет выбрать вручную. Кстати, рекомендуем в такой ситуации запускать вторую копию конфигрутора из другой папки. Во всех остальных случаях конфигуратор определяет порт самостоятельно и автоматически подключает датчик уровня топлива ITALON.
На скриншоте выше можно увидеть реакцию датчика на короткое замыкание измерительной части. Специальный сигнал, отличный от диапазона 0-4095, на этот случай в Италоне не предусмотрен.
Важно! Конфигуратор не измеряет напряжение и частоту на аналогово-частотном выходе, а вычисляет значения по уровню, получаемому по протоколу RS-485. Для оценки состояния этого выхода необходимо использовать вольтметр и частотомер.
Разработчки наделили конфигуратор ITALON очень удобной функцией, которая позволяет экспортировать тарировочную таблицу в форматах, используемых в некоторых системах мониторинга.
Это очень удобно. Такая возможность позволяет настроить объект в системе мониторинга быстро и без возможных ошибок, которые иногда случаются при заведении тарировочной таблицы вручную.
Важно! Установщикам стоит обратить внимание на порядок калибровки датчиков уровня топлива ITALON. Согласно документации производителя, датчик необходимо погружать в топливо.
Перед началом калибровки необходимо нажать кнопку “Прочитать”. Сначала проводится калибровка “полного”, потом “пустого”.
По завершении калибровки данные необходимо записать в датчик нажатием кнопки “Записать”.
Датчик ITALON потребляет от бортовой сети не более 0.01 Ампер (напряжение тестовой бортовой сети 12 В). Если аналогово-частотный выход датчика не используется, то с целью уменьшения энергопотребления рекомендуется режим выхода задать “Частотный“ и “без резистора”.
Температурные игры
Далее мы “издевались” над датчиком ITALON, изменяя температурный режим. Датчик был предварительно откалиброван в соответствии с предписанием производителя. После установлен в емкость, заполненную синтетическим моторным маслом 5W30 примерно на 45%. В лабораторных условиях мы не используем дизельное топливо. Калибровка датчика и его тестирование производились одним и тем же моторным маслом.
При нагревании датчика показания уровня менялись только в сотых долях процента. Отличный результат.
Для полноты картины подключаем прибор к навигационному терминалу, добавляем 1-Wire датчик температуры и регистрируем показания один раз в минуту в системе мониторинга Wialon. В настройках датчика создана тарировочная таблица: сигналу 0 соответствует 0 литров, сигналу 4095 соответствует 100 литров.
Если вывести уровень топлива на один график с напряжением бортовой сети, можно наблюдать малейшие колебания. В течение рабочего дня, при комнатной температуре, колебания уровня регистрируемого датчиком уровня топлива ITALON дали погрешность менее 1 %.
На ночь мы отправили весь тестовый стенд на мороз. Колебания уровня при отрицательной температуре оказались еще меньше.
Однако необходимо помнить, что в наш тестовый стенд залито не дизельное топливо, а синтетическое моторное масло SAE 5. Оно само по себе более стабильно на морозе. Тем не менее погрешность, заявленная производителем ДУТ ITALON в 1%, экспериментом полностью подтверждается.
Ну и к финалу нашего теста мы сымитировали слив топлива и посмотрели, как датчик уровня топлива ITALON его зафиксировал. Результат на финальной картинке этого обзора.
Все тесты проводились с полностью отключенным усреднением и без дополнительной фильтрации в ПО Wialon.
Рекомендованная розничная цена на датчики уровня топлива ITALON производителем не установлена.