Mielta ZOND – железный датчик!
Ранее приборы компании Mielta уже попадали в нашу лабораторию. Каждый раз они оставляли о себе хорошие впечатления. Так, дважды в 2016 году и в начале 2017 года у нас побывал трекер Mielta M3. Ну а сегодня мы расскажем вам о датчике уровня топлива Mielta ZOND.
О том, что Mielta готовит к выпуску на рынок собственный датчик уровня топлива, мы узнали еще в феврале 2017 года, когда изучали производственную базу компании в Тамбове.
Прототип датчика в то время выглядел несколько иначе. И что-то мне подсказывает, что разработчики ещё вернутся к этой модели.
В ноябре 2017 года серийный образец датчика уровня топлива Mielta ZOND с номером 1225 оказался у нас в лаборатории.
Знакомьтесь: ДУТ-3304-03, или просто Mielta ZOND. Это емкостной датчик уровня топлива с цифровым выходом RS-485 и частотным выходом.
Как только берешь его в руки, сразу появляется ощущение какой-то железобетонной надежности. Корпус “головы” датчика металлический, литой и полностью герметичный. Выполнен по стандарту IP68. Крышка прочно запресованна в корпусе. Разобрать ДУТ без разрушения корпуса нельзя. Но мы все же попробовали заглянуть внутрь.
Подробно об увиденном мы расскажем чуть позже, а пока продолжим изучать внешность датчика mielta ZOND.
Комплектация и упаковка
Датчик поставляется в прочной картонной тубе. Такая упаковка многим нравится, но у нее, бывает, отваливаются жестяные крышки.
Датчик укомплектован паспортом, саморезами для крепления, пломбировочными материалами, прокладкой и запасными фиксаторами центрального электрода – все это в отдельном пакете и кабельной трассой длинной 7 метров.
Саморезы обычные, кровельные, имеют отверстия для опломбирования. Шаг резьбы крупноват – почти 2 мм. Закрутить такие саморезы второй раз в то же место не получится.
Паспорт датчика уровня топлива из комплекта отпечатан типографским способом.
Паспорт содержит информацию об изделии, основных технических характеристиках и гарантийных обязательствах производителя.
Некоторые конструктивные особенности
Кабель датчика имеет несколько нестандартный вид. Это не гофра, к которой мы все так привыкли, а синтетическая оплётка высокой прочности. На фотографиях с высоким разрешением хорошо видно, насколько она плотная. Так же точно выполнена кабельная трасса.
Разъем герметичный, пластиковый, с фиксирующим замком. Место ввода кабеля залито компаундом.
Разъем восьмиконтактный, хотя задействовано всего 5 контактов. Судя по-всему производитель оставил запас для будущего расширения функционала. Соединение он обеспечивает надежное и прочное. Специальных пломбировочных отверстий мы не обнаружили, но места, за которые можно зацепиться или куда можно наклеить термопломбу, имеются в достатке.
Геометрические характеристики
Стандартная длинна для датчика Mielta ZOND 1 метр. На заказ может быть выпущен ДУТ любой длины от 700 мм до 2 метров. “Голова” датчика имеет в основании квадратный фланец размером 70 х 70 мм.
Корпус довольно плоский и компактный. Его толщина без прокладки 21 мм. Прокладка – еще 2 мм.
Монтажный диаметр датчика 32 мм. Внешний диаметр измерительной трубки 18 мм. В качестве второго электрода используется алюминиевый штырь.
Воздушное отверстие тонкое, всего 3 мм, но их четыре штуки, они расположены по окружности под углом 90 градусов.
Донный упор не предусмотрен. Нет в комплекте и изолирующего колпачка.
Что внутри?
Да, мы получили возможность исследовать внутренности датчика уровня топлива Mielta ZOND. Нас интересовали некоторые подробности его устройства. В частности мы обратили внимание на гальваническую развязку, схему питания датчика и используемый мироконтроллер.
Скриншот, который можно увидеть ниже, мы взяли из видеопрезентации датчика Mielta ZOND. Качество ролика оказалось таким, что можно было без труда считать маркировку некоторых компонентов. Это был наш запасной план на тот случай, если бы производитель отказал нам в предоставлении платы для тестов.
Красными линиями на плате датчика обозначена широкая изолирующая дорожка. Её назначение – отделение питающей части датчика от измерительной части его схемы и внешних интерфейсов. На плате датчика 3 гальванически развязанные зоны: питание, измерительная часть и цифровой интерфейс RS-485. И это очень правильное схемотехническое решение. Если Вы когда-нибудь, просто из любопытства, вскрывали аудио усилитель или проигрыватель грампластинок, то вы, наверняка, обратили внимание, что блок питания в этой технике отделен от основной схемы физически – это нормальная практика для любой аппаратуры, особенно для той, которая что-то измеряет.
Одну из этих плат нам предоставили на растерзание.
В схеме датчика Mielta ZOND реализована гальваническая развязка до 1000 Вольт. Выполнена изоляция схемы питания от корпуса, измерительной части и частотного выхода. Такая конструктивная особенность позволяет подключать датчик и трекер к разным источникам питания, например, при значительном удалении датчика от трекера.
На этой стороне платы расположены элементы источника питания.
Измерительная часть датчика содержит микроконтроллер STM32F100C8T6B. Это микроконтроллер средней и низкой производительности на базе 32-разрядного ядра Cortex-M3 с тактовой частотой 24МГц и 64КБ Flash памяти. Отличается ультранизким энергопотреблением и широким диапазоном рабочих температур – от -40 до +85 градусов Цельсия*. Его производительности более чем достаточно для реализации двух основных функций датчика уровня топлива. А с учетом массового производства этого микроконтроллера и низкой стоимости его использование в датчиках уровня топлива является оптимальным.
* Диапазон рабочих температур датчика уровня топлива Mielta ZOND от -40 до +80 градусов Цельсия.
Заявленные производителем характеристики мы проверяли при помощи умных приборов в нашей лаборатории. Но вот не задача – наш программируемый источник питания выдает максимально 50 Вольт, поэтому оценить работу датчика уровня топлива Mielta ZOND на предельном для него напряжении питания в 55 Вольт нам не удалось. Однако наши изощрённые тесты с резкими перепадами напряжения в рамках от 8 до 50 Вольт прибор выдержал с честью. Показания ДУТа оставались стабильными на обоих выходах как при штатных напряжениях питания, так и на границах заявленного в технических характеристиках диапазона. При этом потребляемая мощность всегда оставалась в пределах 0,5 Вт. Тепловое воздействие на корпус датчика тоже не повлияло на результат. Да и создать ситуацию посредством конфигуратора, при которой датчик начал бы колебаться в своих показаниях, нам не удалось.
Датчик уровня топлива Mielta ZOND наделен очень важной и удобной особенностью: в случае возникновения ошибок в работе датчик передает через цифровой интерфейс соответствущий код ошибки. То же самое происходит и на частотном выходе, только тут устанавливается соотвествующая ошибке частота.
Информацию о кодах ошибок можно найти в руководстве по эксплуатации датчика на пятой странице.
Несколько слов о конфигураторе
Для настройки датчика подойдет любой USB/RS-485 преобразователь. Можно использовать фирменное устройство настройки или преобразователи других производителей с соответствующим переходником.
Конфигуратор датчика Mielta ZOND выполнен в традиционной для производителя цветовой гамме. Как и все другие приложения компании, он совсем не похож на Windows приложение, а скорее напоминает приложение под Linux. И этим он нам нравится. Предусмотрена возможность переключения языка интерфейса: кроме русского языка доступен английский. А на сайте производителя можно найти инструкцию по эксплуатации на английском языке.
Интерфейс не перегружен. Он простой и понятный с первого раза. Есть возможность настроить фильтрацию (интервал усреднения) в диапазоне от 1 до 60 секунд. При усреднении в 30 секунд датчик будет вычислять среднее значение за указанный интервал и выдавать его по запросу в прибор мониторинга или самостоятельно, в зависимости от настройки режима. Очень просто и эффективно.
В разделе «Калибровка» три кнопки. Расположены полностью логично, в соответствии с порядком действий при калибровке нового датчика – сначала «полный», потом «пустой». В случае необходимости выполнить повторную калибровку, настройки можно сбросить.
Раздел «Тарировка» прост и удобен. Можно выбрать, какие данные записывать в тарировочную таблицу для сопоставления с объемом топлива – уровень или частоту. Таблицу можно редактировать вручную. Конфигуратор не препятствует записи двух одинаковых значений объема в последовательных строках. Такая необходимость иногда возникает при тарировании баков большого объема в самом начале процесса тарировки.
Стабилизация уровня топлива в баке при тарировке обозначается зеленым цветом шкалы справа. Пока уровень топлива не стабилизирован – шкала красная.
Таблицу тарировки можно записать в память датчика, однако выдавать данные в литрах в цифровой порт или через частотный выход он не может. Но как место хранения тарировочной таблицы конкретного экземпляра вполне может использоваться. Предусмотрен и экспорт/импорт в формате Exel.
Еще одна интересная особенность датчика уровня топлива Mielta ZOND заключается в том, что он ведет журнал всех изменений настроек датчика. Эти данные можно экспортировать в файл в случае необходимости.
Вкладка «Сервис» позволяет устанавливать и менять пароль, обновлять встроенное ПО и перезагружать датчик.
Датчик уровня топлива Mielta ZOND произвел на нас очень хорошее впечатление. Чувствуется, что производитель действительно вложился в разработку, не экономил на компонентах, использовал дорогие материалы. А весь конструктив датчика, прочность кабеля и характеристики электронных компонентов позволяют предположить, что Mielta ZOND выдержит встречу с самыми суровыми условиями эксплуатации. Мы остались довольны знакомством с этим прибором.
Рекомендуемая розничная стоимость ДУТ Mielta ZOND – 7000 рублей.
В комплекте с трекером Mielta M3 датчик стоит дешевле.