Москва
+7 (495) 132-64-03

Универсальный датчик ДУ-Р1

Больше, чем система спутникового мониторинга

Универсальный датчик ДУ-Р1

 LocMe.ru – intelligent monitoring!

Универсальный датчик ДУ-Р1 – беспроводное устройство, которое является довольно универсальным прибором и может использоваться в различных режимах работы.

Датчик универсальный ДУ-Р1

Начнем с очевидных плюсов.

Это беспроводной прибор. Он полностью автономен. Не нуждается в прокладке кабельных трасс, замене элементов питания и обслуживании. Отсутствие проводов облегчает монтаж и значительно сокращает его время.  Используется радиоинтерфейс, работающий в диапазоне 2,4 ГГц, с собственным протоколом. Может использоваться без навигационного терминала, так как имеет встроенную память для хранения результатов измерений за последние 90 дней.

Использование радиоинтерфейса в нелецинзируемом диапазоне 2,4 ГГц является довольно спорным решением, однако мы должны отметить, что проводили испытания универсального датчика ДУ-Р1 в зоне действия как минимум 20 точек доступа Wi-Fi и при этом не испытывали никаких трудностей с приёмом  сигнала от датчика ДУ-Р1 к приемнику ПРС-021.

Датчик универсальный ДУ-Р1

Испытывали датчик мы в трех режимах: датчик температуры, радиометка и датчик моточасов, подключая его к навигационному терминалу как по протоколу LLS, так и по протоколу ModBus. И если к внешнему виду и качеству сборки прибора у нас никаких претензий не было, то в части реализации протоколов, а также их описанию на сайте производителя замечаний более чем достаточно.

Тест первый – Беспроводной двухканальный датчик температуры на базе Универсального датчика ДУ-Р1

В этом режиме мы решили испытать датчик ДУ-Р1 в первую очередь именно потому, что сейчас спрос на датчики температуры с беспроводным интерфейсом довольно высок.

Универсальный датчик ДУ-Р1 в режиме датчика температуры обладает довольно скромными характеристиками и способностями. В частности, для большинства современных решений разрешающая способность в один градус уже недостаточна. Заказчик нынче пошел привередливый и хочет видеть изменения до сотых. Присутствие двух дискретных “выходов” тоже является спорным плюсом, а с учетом того, что ДУ-Р1 в режиме измерения температуры довольно инертен, этот плюс и вовсе нивелируется. Дискретные выходы, как вы понимаете, не имеют физических окончаний, а передаются как сигналы в протоколах LLS и ModBus. Описание протоколов можно найти на странице прибора на сайте производителя. Оно довольно детальное, но, увы, не полное.

Начнем с протокола ModBus

Датчик универсальный ДУ-Р1 - карта регистров ModBus

Скриншот с сайта производителя универсального датчика ДУ-Р1 – компании Автосенсор

Казалось бы все понятно, карта регистров исчерпывающая. Однако производитель почему-то забыл упомянуть одну важную характеристику регистров – их размер. Так вот, для того, чтобы у коллег-интераторов, которые рискнут использовать этот прибор, не возникло затруднений и недопониманий, разъясняем:

  • температура передается в одном байте, в конкретном случае это беззнаковое значение;
  • срабатывание выходов передается в одном байте, в конкретном случае это битовое поле;
  • параметр “мониторинг батареи и доступности датчика” передается в двух байтах, значение беззнаковое;
  • параметр “уровень сигнала” передается в одном байте, тоже беззнаковое.

В тестовых целях используем навигационный терминал Navtelecom SMART S-2435 MAX. Это один из лучших терминалов в своем классе. Настройки терминала Navtelecom SMART S-2435  MAX по карте ModBus регистров датчика ДУ-Р1 будут выглядеть следующим образом. Обратите внимание, что порт RS-485 должен иметь именно такие настройки (19200/None/1). Настройки для порта заданы в приемнике радиосигнала ПРС-02 и изменить их нельзя.


Любую картинку (почти) на нашем сайте можно увеличить простым кликом компьютерной мыши.



Настройки протокола ModBus - конфигуратор Навтелеком

На следующем слайде представлены настройки протокола для терминала Navtelecom SMART S-2435.

Настройки протокола ModBus - конфигуратор Навтелеком

Если эти настройки не выполнить, то параметры не будут передаваться на сервер мониторинга и не будут видны во вкладке “Телеметрия” конфигуратора Navtelecom.

Телеметрия - конфигуратор Навтелеком

Обратите внимание, что температура передается как 100, при этом реальная температура 0 градусов. Это соответствует описанию для регистра с адресом “0”. А вот температура в чистом виде в регистре с адресом “1” не обнаружена. Уровень сигнала формируется по этому же принципу, только уже без лишних подробностей в документации.

Может так случиться, что все параметры из карты регистров ModBus  окажутся не нужны. На этот случай производитель предусмотрел возможность настраивать не всю карту целиком, а только отдельные параметры. В этом случае каждому параметру присваивается отдельный адрес в сети RS-485. И вот тут надо тщательно расчитывать свои силенки, а если быть точнее – ориентироваться на технические характеристики навигационных терминалов. Адресов в терминале может не хватить на все необходимые параметры, особенно если в параллель будет работать ДУТ или два ДУТа. Кстати, в режиме работы по протоколу ModBus это невозможно.

На скриншоте ниже все параметры датчика ДУ-Р1 настроены по отдельности, а не по карте регистров ModBus. Задействовано 5 адресов в сети RS-485.

Настройки протокола ModBus - конфигуратор Навтелеком

В этом случае температура также передается в формате LLS в соответствии с описанием, а вот уровень сигнала от датчика передается в чистом виде. Возможно, разработчики вложили в это какой-то глубокий смысл, вот только своим клиентам они почему-то об этом рассказывать не стали.

Телеметрия - конфигуратор Навтелеком

Мы умышленно испробовали оба способа, ведь дальше нас ждет тест работы датчика по протоколу LLS. Вот тут реально для каждого параметра придется использовать отдельный адрес в сети RS-485. В случае с терминалом Navtelecom SMART S-2435 мы будем ограничены подключением 4 датчиков. Протокол ModBus позволит нам подключить 16.

Настраиваем датчик для работы по протоколу LLS

Настройки в режиме LLS довольно простые.

Настройки протокола LLS - конфигуратор Навтелеком

В настройках протокола тоже достаточно отметить соответствующие поля.

Настройки протокола LLS - конфигуратор Навтелеком

В “телеметрии” наблюдаем следующую картину:

Телеметрия - конфигуратор Навтелеком

  • “ДУТ 1” передает температуру в формате LLS в поле “Уровень топлива” и температуру в формате LLS в поле “Температура”;
  • “ДУТ 2” и “ДУТ 3” передают дискретные состояния в поле “Уровень топлива” и температуру в формате LLS;
  • “ДУТ 4” передает параметр “Мониторинг батареи и доступности датчика”и температуру в формате LLS;
  • “ДУТ 5” передает уровень радиосигнала от датчика и температуру в формате LLS.

Хорошо, но мы считаем, что это как-то слишком жирно – занимать 5 адресов под один датчик.

Тест второй – Радиометка на базе Универсального датчика ДУ-Р1

И вот в этом месте мы заранее предупреждаем наших читателей о том забавном факте, что использовать радиометку на базе универсального датчика ДУ-Р1 в паре с протоколом LLS затея глупая и бесполезная, ибо получить идентификационные данные метки посредством LLS нельзя. Поэтому предлагаем всем сразу расти до протокола ModBus.

Сам универсальный датчик ДУ-Р1 для работы в качестве радиометки настраивается в отдельной вкладке конфигуратора приемника радиосигналов ПРС-02.

Датчик универсальный ДУ-Р1 - конфигуратор

Необходимо поставить галочку “Принимать и передавать радиометки”, выбрать сетевой адрес RS-485 и идентификатор. Мы выбрали первый адрес и серийный номер датчика в качестве идентификатора метки.

Датчик универсальный ДУ-Р1 - карта регистров ModBus

Скриншот с сайта производителя универсального датчика ДУ-Р1 – компании Автосенсор

К сожалению, нам не удалось протестировать, как приемник и терминал отработают с несколькими метками, поэтому мы можем лишь предполагать, что адреса с нулевого по третий зарезервированы под ID меток именно на этот случай. Но каким образом они распределяются или используются, если в качестве ID  метки выбирается не 2-байтовое значение, а большее число? Скудность описания протокола ModBus в  документации оставим на совести производителя. Попробуем настроить терминал для приема данных метки.

Настройки протокола ModBus - конфигуратор Навтелеком

Регистры с нулевого по третий имеют размер 2 байта (опять производитель это скрывает). Четвертый и пятый регистры однобайтовые. Все беззнаковые.

Заглянем во вкладку “Протокол”:

Настройки протокола ModBus - конфигуратор Навтелеком

Теперь посмотрим вкладку “Телеметрия”:

Телеметрия - конфигуратор Навтелеком

Видим уровень сигнала от метки, состояние батареи и ID нашей метки. Три других регистра для ID меток содержат нули, что вполне естественно, так как других меток у нас нет.

Переходим к следующему тесту, ради которого все и затевалось.

Тест третий – Беспроводной датчик контроля моточасов на базе Универсального датчика ДУ-Р1

Конечно, контролировать моточасы датчиком стоимостью 3510 рублей (в комплекте с приемником радиосигнала ПРС-02) для большинства клиентов вопрос довольно спорный. Вероятно, еще не все понимают ценность такого контроля.

Приемник радиосигнала ПРС-02

Начнем с ModBus.

Датчик универсальный ДУ-Р1 - карта регистров ModBus

Скриншот с сайта производителя универсального датчика ДУ-Р1 – компании Автосенсор

Восполняем пробелы, оставленные производителем:

  • “срабатывание выхода” – регистр занимает 1 байт, битовое поле;
  • “температура” – 1 байт, беззнаковый;
  • параметр “мониторинг батареи и доступности датчика” – 2 байта, беззнаковый;
  • параметр “уровень сигнала” – 1 байт, беззнаковый.

Настраиваем навигационный терминал по карте регистров.

Настройки протокола ModBus - конфигуратор Навтелеком

Здесь мы сделали небольшое лирическое отступление и настроили отдельным датчиком с адресом “2” тот же параметр, что передается в регистре с адресом “b”. Это наша очередная попытка понять, что там происходит в головах у разработчиков. Она, правда, успехом пока не увенчалась. Один и тот же параметр с одного и того же датчика должен приходить с одним и тем же значением. Результат на вкладке “Телеметрия” утверждает обратное.

Настраиваем протокол.

Настройки протокола ModBus - конфигуратор Навтелеком

Получаем данные во вкладке “Телеметрия”.

Телеметрия - конфигуратор Навтелеком

Еще интереснее получилось с протоколом LLS.

Конфигуратор Автосенсор

Вроде все корректно. Задействовано 4 адреса сети RS-485. Но значение температуры (ДУТ с адресом “2”) в поле “Уровень топлива” – полный бред.

Телеметрия - конфигуратор Навтелеком

Да, можно приспособиться, можно брать только отдельные корректные значения. Можно домыслить за производителя, экспериментальным способом выяснить то, что не описано в документации, самостоятельно разобраться с несоответствиями.  А можно просто не выпускать на рынок сырые датчики, а потратить чуть больше времени и довести все до состояния коммерческого продукта. Но, видно, потребитель у нас ещё не настолько требовательный, чтобы так утруждать себя производителю, репутация которого на рынке и без того была неоднократно подорвана. Делать что-то для исправления ситуации ни к чему.

Хотя, стоит признать, колодки для предохранителей и пломбы-наклейки у компании Автосенсор отменного качества.

Если вам понравилась страница или статья, пожалуйста, поделитесь ей

Tags: , , , , , , , , , ,