Датчик уровня топлива Уровень М1
ООО “НТЦ Измеритель”, торговая марка ШТРИХ-М, широко известна как производитель тахографов. Однако и тахографы у НТЦ Измеритель непростые, да и оборудования компания выпускает несколько больше, чем мы привыкли думать. Сегодня мы знакомим читателей с датчиком уровня топлива Уровень М1, который умудрился попасть к нам в лабораторию в тот самый момент, когда мы решили узнать немного больше о тахографах.
Год от года, изучая разные датчики для контроля топлива, мы склоняемся к мысли, что почти все производители емкостных датчиков уровня топлива научились их делать, за редким исключением. И не важно, выполнена разработка на уровне конструктора Arduino или на базе STM контроллеров, главная “битва” разработчиков уже происходит не на уровне схемотехники, а на уровне интеллектуальных алгоритмов.
Сегодня мы рассказываем о датчике уровня топлива Уровень М1 от компании Штрих-М. Разработка этого прибора началась в 2015 году.
Часть первая. Литературное удовольствие
Вместе с датчиком уровня топлива Уровень М1 мы получили увесистую стопку сопроводительной документации.
В упаковке может быть один или два датчика. Установочный комплект и паспорт прилагается к каждому изделию. Кабельная сборка в комплект поставки не входит, а продается отдельно. Потребителям поставляются датчики длиной 500, 700, 1000, 1500 или 2000 миллиметров. Возможны заказные позиции другой длины. Уровень М1 может быть цифровым, аналоговым, частотным или с интерфейсом типа токовая петля. Модификация изделия зашифрована в серийном номере, в первых шести цифрах.
К нам в лабораторию попал датчик с индексом 201032 – цифровой датчик с длиной измерительной части 700 мм и интерфейсом RS-485. Аналоговый датчик такой же длины будет иметь индекс 201022, а частотный 201042. Датчик с экзотическим для мониторинга транспорта интерфейсом “токовая петля” той же длины имеет индекс 201052. Наличие такого интерфейса в датчике уровня топлива Уровень М1 лишний раз подтверждает нашу теорию о том, куда движется спутниковый мониторинг. Уровень М1 с индексом 20105Х автоматически попадает и в разряд оборудования для промышленной автоматизации. И если бы не практически полное отсутствие на рынке мониторинга транспорта терминалов с “токовой петлей” (например, таких как iON FM), то у датчиков с подобным интерфейсом был бы серьезный шанс в спутниковом мониторинге транспорта. Ведь “токовая петля” – это промышленный стандарт, который является более помехозащищенным, чем, к примеру, частотный или аналоговый.
Если внимательно изучить Руководство по эксплуатации датчика уровня топлива Уровень М1, то можно найти способ подключения токовой петли ко входу внешнего устройства, предназначенного для измерения напряжения.
В документации к датчику Уровень М1 очень много полезной информации. Один только перечень необходимого для установки инструмента, оборудования и материалов чего стоит. Некоторые выдержки нас настолько порадовали, что мы решили показать их вам еще до того, как первый ДУТ Уровень М1 окажется в ваших руках. Например, пункт 1.2 Инструкции по монтажу, пуску, регулированию и обкатке.
Еще нам понравилась выдержка про электрические характеристики соединения.
А у ваших монтажников есть паяльник?
Документация – это очень важно. Когда изделие попадает к нам в лабораторию, в первую очередь мы изучаем его документацию. В случае с датчиком Уровень М1 мы испытали некое техническое, эстетическое и даже литературное удовольствие. И да, документации у этого датчика много.
Часть вторая. Традиционная, конструктивная
Не отклоняясь от традиций наших обзоров, рассмотрим некоторые детали устройства и комплектации ДУТ Уровень М1.
За вытяжные заклепки в установочном комплекте датчика наше персональное спасибо! В большинстве случаев с металлическими топливными баками толщиной до 3 мм метод установки на вытяжные заклепки под винт является наиболее правильным выбором.
Уровень М1 ставится в топливный бак с использованием специального монтажного фланца.
Собственно, и этот способ установки нравится нам больше других. Он надежен и более вандалоустойчив. Когда саморезов не видно, лишний раз не возникает желание их открутить.
Резиновая прокладка из установочного комплекта датчика Уровень М1 – чемпион по толщине. В технических характеристиках прибора указано, что его габаритные размеры 80х21 мм. Все так. Но в смонтированном состоянии датчик будет возвышаться над местом установки на три сантиметра.
Степень защиты корпуса от проникновения пыли и влаги IP67. Нанесена взрывозащитная маркировка. Соответствующий сертификат у датчика имеется.
Некоторые детали конструкции датчика уровня топлива Уровень М1 вы можете рассмотреть в следующей галерее. Каждую фотографию можно рассмотреть подробно, кликнув на нее мышкой.
Отдельно хочется отметить длину измерительной части, а точнее, ту точность, с которой она сделана.
Написано в документации 700 мм – значит ровно 700 мм.
А длина кабельного ввода поражает своей щедростью: примерно 1 метр.
Часть третья. “Наши микросхемы – самые большие микросхемы в мире”
Есть у Штрих-М и собственное устройство настройки.
Блок очень крупный. Выглядит немного неказисто. Пользоваться им не очень удобно. Провода для подключения к датчику тяжелее самого устройства настройки.
Что поделать, такой тип разъемов на более компактном устройстве просто не поместится.
Хорошо, что при таких габаритах устройство настройки не требуется подключать к внешнему источнику питания.
Часть четвертая. “В чем сила, брат?”
Хорошему производителю скрывать нечего. Внутреннее убранство ДУТ Уровень М1 предстало перед нами во всей своей красе. Мы оценили!
Если сопоставить внешний вид платы ДУТ Уровень М1 с некоторыми конструктивными особенностями, то становится ясен уровень технической проработки всего изделия целиком. Здесь все на высоте. Что касается самой платы, то ей можно просто любоваться.
Гальваническая развязка выполнена по всем правилам. Рабочее напряжение питания датчика лежит в диапазоне от 7 до 80 Вольт.
Что называется – вот вам и миллиметр на килоВольт.
Интерфейсные линии RS-485 защищены от подачи напряжения бортовой сети.
Используется микроконтроллер STM32. Акселерометр замечен на всех изученных платах.
Помните, в начале обзора мы упомянули об алгоритмах, о тех самых, на уровне которых сейчас происходит главная битва “ДУТостроителей”? Встроенный акселерометр в датчике уровня топлива Уровень М1 этому способствует. Сигналы о характере движения транспортного средства, которые передает микроконтроллеру этот умный прибор, как раз и используются при обработке данных, полученных от измерительной части датчика. Модуль обработки данных датчика Уровень М1 – вот “в чем сила, брат”. Метод обработки данных, применяемый в датчике, не искажает реальных границ событий, например, слива или заправки, а также фильтрует невалидные данные, возникающие в результате всплесков топлива в баке. Схемотехника все ещё очень важна, но она уже отходит на второй план. Ведь вы же помните, что делать датчики уровня топлива научились почти все.
Моё кунфу круче твоего кунфу!
Что же касается точности показаний ДУТ Уровень М1, погрешность по паспорту составляет не более 1 %. На самом деле она еще меньше и лежит у конкретного экземпляра в пределах от 0,24 – 0,55 %%. Такой результат мы получили при статическом тесте в лаборатории LocMe.ru. Собственно, свидетельство об утверждении типа средств измерений, полученное производителем на датчик Уровень М1, еще одно тому подтверждение.
Часть пятая. Конфигуратор датчика уровня топлива Уровень М1
Без этого не обходится ни один датчик уровня топлива. Это если штатные датчики ТС не рассматривать.
Конфигуратору для работы необходима Java. Установка не вызывает особых трудностей.
Выглядит конфигуратор довольно скромно, даже аскетично.
Вкладка “Параметры” предназначена для настроек датчика. Здесь все настолько понятно, что даже скучно.
Уровень М1 может выдавать данные в виде кода, единиц измерения длины или объема. Параметр “Смещение шкалы” следует устанавливать только в случае настройки датчика для выдачи данных в единицах измерения длины. Более подробно об этом вы сможете прочитать в Руководстве по эксплуатации к датчику. Этот способ выдачи данных может быть полезен при установке ДУТ Уровень М1 в тарированную емкость, например, в цистерну для хранения нефтепродуктов. В тарировочных таблицах таких емкостей объем сопоставляется с уровнем в сантиметрах.
Настройки фильтрации: “Выключена”, “Слабая”, “Средняя” и “Сильная”. Выполняются в зависимости от типа емкости, транспортного средства или спецтехники. Длина шкалы может быть установлена вручную.
Выполнить тарировку датчика при помощи вкладки “Тарировочная таблица” нельзя, она для этого не предназначена (надо же было найти хоть каплю дегтя в этой бочке мёда). Сюда необходимо внести данные тарировки в случае, если необходимо получать на выходе не код, а значение в единицах объема (литрах). При помощи графика можно убедиться в корректности полученных результатов.
Инструменты экспорта/импорта тарировочной таблицы не предусмотрены.
“Журнал изменений” – полезная вкладка. Можно прочитать из памяти датчика все связанные с ним изменения настроек.
Датчик уровня топлива Уровень М1 может быть подключен напрямую к тахографу Штрих-Тахо RUS. Такой тахограф в комплектации с GSM модемом без труда подключается к системе мониторинга Wialon. Бесспорно, контролировать транспортное средство одним прибором удобно.
Этот датчик нам понравился, несмотря на довольно простой конфигуратор и неудобное устройство настройки. Кстати, а вы знаете, что у компании ШТРИХ-М есть система мониторинга собственной разработки? Она называется “ШТРИХ-М:ТахоЛайн” .