Емкостной измеритель уровня Эскорт ТД-500
Этот обзор мы планировали назвать “Два Эскорта”, но с первым экземпляром не сложилось, поэтому давайте просто все забудем о существовании датчика версии Online и обратим свои взоры на тот, который производитель зовет своим флагманом.
Сегодня у нас обзор емкостного измерителя уровня Эскорт ТД-500. В интеграторской среде подобные изделия называют датчиками уровня топлива или ДУТами, но все обычно портят маркетологи.
Итак, датчик уровня топлива (ДУТ) Эскорт ТД-500.
Датчик сделан добротно. Для того, чтобы найти некоторые огрехи в конструкции, приходится очень тщательно присматриваться. За исключением одного уплотнительного соединения (на фотографии ниже) в районе стыковки измерительной части датчика с его “головой” придраться не к чему. Резинка встала криво, с одной стороны её край торчит из датчика. Это может привести к выходу датчика из строя во время эксплуатации. И даже если там внутри все нормально с компаундом, то попадание нефтепродуктов в корпус датчика вряд ли пойдет ему на пользу.
Мы считаем, что производителю необходимо больше внимания уделять выходному контролю своей продукции.
Как и всякий электронный прибор, ДУТ Эскорт ТД-500 снабжен паспортом. Искать неточности в документах одно из наших любимых занятий. Мы делаем это ещё до того, как подключаем датчик к конфигуратору и подаем на него питающее напряжение. Ведь полнота и точность документации избавляет производителя от массы глупых вопросов со стороны пользователей.
На странице 14 паспорта приводится схема подключения измерителя в режиме RS-485 и при программировании. Та же неточность допущена в технической документации на странице 13.
Эта схема ввела нас в заблуждение. Обратите внимание на резистор R1 на схеме и вновь прочитайте, что написано на самом верху. Отсюда напрашивается вопрос – как подключить УНУ к датчику Эскорт ТД-500 по указанной схеме? Звонок специалистам производителя расставил все на свои места – резистор необходимо подключать при установке датчика в тех местах, где существуют требования по взрывозащите. Да, датчик Эскорт ТД-500 имеет взрывозащитную маркировку 0ExiaIIBT6 X – это искробезопасная электрическая цепь уровня “ia”.
Насчет подключения резистора в документации к датчику есть такой абзац:
Подключение питания необходимо производить в кабине. Настоятельно рекомендуется в цепи питания включать последовательно резистор 620 Ом ( Входит в комплект поставки). Этот резистор позволяет исключить искрение питающего провода датчика при повреждении его изоляции. Если к одному проводу питания подключено два датчика, необходимо подключить два резистора параллельно.
Еще буквально несколько слов по поводу того, что “не вырубить топором”.
На обновленном недавно сайте производителя приводится такое описание датчика Эскорт ТД-500:
Главная отличительная особенность «Эскорт ТД-500» – его универсальность. Датчик поддерживает 5 режимов подключения: CAN, RS-485, аналоговый, частотный и импульсный сигналы.
Имеет сертификат взрывобезопасности OExiaIIBT6 X, гальваническую развязку по всему корпусу датчика, а также включен в реестр средств измерения.
И вот тут мы снова придираемся к словам. Ведь слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Что-то сегодня пословицы и поговорки у нас так и лезут.
Тщательно изучив техническое описание ДУТ Эскорт ТД-500, мы не нашли нигде ни слова о возможности подключения его по шине CAN. Нет ничего похожего и в конфигураторе датчика. И нам почему-то кажется, что уважаемый производитель куда-то торопится всё время. Ну, или какой-то сотрудник в рядах уважаемого производителя проявляет инициативу и постоянно бежит впереди паровоза. Коллеги, вспомните про ДУТ Эскорт ТД Онлайн, который побывал в нашей лаборатории до ТД-500. Может быть, не стоит спешить?
Вернемся к датчику.
На фото ниже установочный комплект. Остановимся на нем детально.
К пломбировочным материалам и саморезам никаких вопросов нет. Отлично, что есть саморез с отверстием в головке. Многим производителям стоило бы комплектовать им свои датчики.
Самое интересное в комплекте – “лишние детали”.
Мы убеждены, что подобные детали должны входить не в комплект поставки, а в содержимое электрической схемы датчика. Тоже самое касается фильтров.
Фильтр из комплекта поставки ДУТ Эскорт ТД-500 – устройство в зеленой термоусадке, необходимое для подключения датчика в аналоговом режиме. Его даже нет в описании комплектности на третьей странице паспорта, как и нет там оптоэлектронной развязки, без которой подключать датчик в частотном режиме во взрывобезопасных средах нельзя. Получается, что датчик имеет соответствующий сертификат, но есть нюансы.
И это обстоятельство, когда в комплекте есть, а в комплектации не описано, – тоже следствие бега впереди паровоза. Да и подобный конструктив, когда необходимо “доработать датчик при помощи напильника”, не добавляет “флагману” очков. Ибо до настоящего момента мы не встречали ни одного датчика уровня топлива с внешними электронными компонентами.
Кабельная трасса датчика уровня топлива Эскорт ТД-500 стандартная, длинной 7 метров. Провода в гофре. Дополнительной изоляции нет. Согласно паспорту емкостного измерителя уровня Эскорт ТД-500 она тоже не входит в комплектацию, её просто нет в списке.
Разъемы добротные, герметичные. Возможность опломбировать есть.
Для настройки применяется программа “Конфигуратор ТД-500”.
Нельзя сказать, что интерфейс простой, но абсолютно понятный.
Теперь непосредственно о работе датчика уровня топлива Эскорт ТД-500.
Сухой датчик в лабораторных условиях, к нашему большому сожалению, не радует стабильностью показаний. Мы провели несколько тестов в режиме RS-485. И поскольку привыкли все подвергать сомнению, мы подвергли сомнению даже лабораторные датчики от трех разных производителей, которые используем в качестве тестовых. Мы на минуточку подумали, что, может быть, они все себя так ведут, и просто мы этого раньше не замечали? Оказалось, что нет.
Сделали несколько замеров. С момента включения в течение от 50 минут до 1 часа сухой ДУТ ТД-500 неуклонно продолжал “колебаться” в показаниях. И это при условии стабилизированного питания, без наших изощренных тестовых алгоритмов. С каждым новым пакетом, который присылал на сервер мониторинга подключенный к датчику терминал, показания датчика уровня топлива были отличными от предшествующих. В связи с этим напрашивается вопрос – как станет вести себя датчик, сертифицированный как средство измерения, помещенный в емкость с нефтепродуктами, если он не справляется в воздухе?
И вот вам наглядная иллюстрация в виде графика из системы мониторинга Wialon Hosting. Этот график Эскорт ТД-500 нарисовал за час.
На графике отчетливо видно, что от момента запуска до стабилизации показаний прошло не меньше 50 минут. Соответственно, если мы имеем объект мониторинга с отключаемой массой, то такую картину будем наблюдать каждый раз при подаче питания на оборудование мониторинга. И этот факт не добавляет нам оптимизма.
Когда эксперимент уже был закончен, и мы собирались выключить тестовый стенд – решили вывести график еще один раз, чтобы убедиться в том, что показания датчика действительно стабилизировались. И тут нас снова ждал сюрприз, который нас окончательно расстроил. Небольшая стабильная пауза сменилась новой свистопляской графика.
Отмеченные плюсы: универсальность датчика (цифровой, частотный, аналоговый, импульсный); датчик имеет встроенную систему самодиагностики (в случае возникновения ошибки, связанной с замыканием или обрывом измерительных трубок, на выходе датчика появится кодированный сигнал об ошибке в виде цифры 7000 или 6500 соответственно – жирный плюс); возможно подключение штатного указателя уровня и лампы аварийного остатка топлива, а также установка в штатное место некоторых топливных баков вместо штатного датчика уровня; сверхнизкое энергопотребление (смотрите фотографию ниже).
Некоторые конструктивные особенности.
Постскриптум.
Уважаемые коллеги, мы всегда открыты и готовы к диалогу. Если Вы считаете, что к нам в лабораторию по ошибке попал некондиционный датчик – мы готовы протестировать еще один. Но никаких компромиссов не будет.