Навигационные терминалы с поддержкой протокола ModBus
Вторая серия!
Сегодня мы рассмотрим исчерпывающий, по состоянию на 1 января 2018 года, список терминалов спутникового мониторинга с поддержкой протокола ModBus.
Перед вами участники сегодняшнего хит-парада:
- Galileosky;
- AutoGRAPH GSM;
- Naviset.
Galileosky
У производителя Galileosky официально терминалов с поддержкой протокола ModBus нет, однако технология самостоятельного программирования Easy Logic позволяет этот протокол разобрать. Есть один нюанс – сделать это можно только, обладая навыками реального программирования, так как приходится использовать встроенный скриптовый язык.
Если вы обладаете навыками программирования, и у вас подписан с производителем документ под названием NDA, то вас устроит любая версия терминала 7.0. В случае, если в проекте необходимо использовать внешние антенны, лучше взять Base Block, также любой версии.
Терминалы Galileosky очень надежны и обладают безупречным качеством, однако использовать их для разбора протокола ModBus неудобно. Особенно в тех случаях, когда приходится считывать большое количество регистров, расположенных не подряд. А если считываемых параметров больше восьми, то извлеченные данные придется упаковывать в пользовательский массив, так как пользовательских тегов просто не хватит. Правда, есть возможность использовать теги, зарезервированные для разбора сообщений CAN-шины. C терминалами Galileosky не будет проблем при “подъеме” данных на Wialon, протокол Galileosky поддержан системой полностью. Но технология Easy Logic в необходимом для разбора ModBus объеме пока не получила достаточно широкого распространения в интеграторской среде.
AutoGRAPH GSM
Раньше мы думали, что терминалы Galileosky самые дорогие терминалы, произведенные в России. Это оказалось не так. Есть терминалы значительно дороже. К нам на тест попали два терминала российского производителя Техноком. Первым испытания протоколом ModBus и системой Wialon проходил терминал АвтоГРАФ-GSM/SL.
При своих скромных размерах SL обладает довольно богатым функционалом и серьезными техническими характеристиками. По заявлению производителя, АвтоГРАФ-GSM/SL поддерживает протокол ModBus, однако, когда у нас возникли некоторые затруднения, и нам пришлось обратиться в техническую поддержку, выяснилось, что SL поддерживает ModBus неполностью.
После общения с технической поддержкой компании Техноком мы выяснили, что по умолчанию в терминалах АвтоГРАФ установлена команда чтения Read Holding Registers (3(0х03)), а выбрать Read Input Registers (4(0х04)) нельзя, так как возможность выбора команды чтения регистра появилась только в 12-ой версии прошивки, которая доступна только на терминалах АвтоГРАФ-GSM и АвтоГРАФ-GSM+, а АвтоГРАФ-SL данную возможность не поддерживает. Через некоторое время мы получили на тест АвтоГРАФ-GSM+.
Изучив документацию и устройство терминала АвтоГРАФ-GSM+, возник только один комментарий – “технологическое совершенство”. Без преувеличения. Но не все то золото, что блестит. За технологическим совершенством кроется лишь частичная поддержка протокола устройства системой мониторинга Wialon и отказ производителя идти на сотрудничество с компанией Гуртам для полной реализации протокола. На нет, как говорится, и суда нет. Тем более, что без проблем, связанных с разбором и преобразованием данных, получаемых терминалом от устройств ModBus, не обошлось.
Прибор прекрасно справляется с получением данных из двухбайтовых регистров, и совершенно не хочет получать достоверные данные из 4-х байтовых регистров (когда информация передается в двух регистрах).
Датчики 6 и 7 на примере выше получают данные из 4-х байтовых регистров. В датчике 6 должно приходить число 495 (часов), оно должно приходить в секундах. А в датчике 7 должно приходить целое число 753. Для нас проблема заключается в том, что компания Техноком большую часть работы возлагает не на терминал, а на серверное ПО. Протокол ModBus не определяет порядок байт в случае, если число занимает больше одного регистра (2 байта). Конфигуратор отображает лишь один из вариантов для того, чтобы можно было определить, что подключение установлено успешно. Дальнейший анализ Техноком предлагает проводить с помощью серверного ПО, определяя, какой порядок байт был установлен в каждом конкретном случае.
На этом мы вынуждены были закончить тестирование приборов от Технокома, так как оказались в тупике. Мы, как и большинство наших коллег, работаем на серверном ПО Wialon, ну а с расширенной поддержкой протокола AutoGRAPH GSM на Wialon как-то не срослось, хотя и имела место готовность компании Гуртам к сотрудничеству с компанией Техноком.
Naviset
На сегодняшний день прибор компании ООО НПО “Сибсвязь” является нашим ModBus фаворитом. И это несмотря на сохраняющиеся на предприятии проблемы с качеством сборки. Наглядный пример из коробки на следующей фотографии.
Из коробки мы достали погремушку. Обратите внимание на один из трех конденсаторов в правом нижнем углу. Он отвалился и стал причиной “погремушки”. Тестировать этот прибор мы не стали, уж извините. Очень жаль. Заявка была неплохая.
Переходим к основному блюду, трекеру Naviset GT-20 PRO.
Хороший прибор! Вроде неплохо собран. Не видно откровенных ляпов, которые мы обнаружили ранее в приборе Naviset GT-20 IRIDIUM. Если в процессе эксплуатации ничего не отвалится, мы, пожалуй, пересмотрим свое отношение к компании ООО НПО “Сибсвязь”. Тем более, что пока нет доступной и удобной альтернативы для использования совместно с устройствами с поддержкой ModBus протокола.
Прибор позволяет поднять на Wialon до 96 параметров, извлеченных по протоколу ModBus. Настраивается довольно просто. Нет необходимости переводить числа из десятичных в HEX при настройке, как это приходится делать в случае с AutoGRAPH GSM. Есть возможность настроить интервал считывания для каждого регистра в отдельности. Автограф такой роскоши не позволяет. Однако стоит учитывать, что есть ограничение на общее количество однобайтовых, 2-х байтовых и 4-х байтовых регистров. Регистры ячейки с первой по шестнадцатую отданы под однобайтовые регистры, с 17 по 80 под 2-х байтовые, а с 81 по 96 под 4-х байтовые регистры.
Немаловажным будет и то обстоятельство, что при считывании 4-х байтовых регистров в приборах Naviset используется обратный порядок считывания байтов – старший байт вперед. Пока мы не сталкивались с подключаемыми устройствами, где используется другой порядок, но такой вариант вполне возможен. Представитель ООО НПО “Сибсвязь” Сергей Корякин в переписке не исключил возможности появления настройки порядка считывания байтов из 4-х байтовых регистров в будущем. Хорошо, если так и будет.
Настройки довольно просты и понятны. Поверьте, самое сложное, через что придется пройти, – это поиск документации на описание ModBus регистров конкретного оборудования.
Итак, к финалу обзора наш телематический ModBus хит-парад выглядит следующим образом:
- Первое место занимает терминал Naviset GT-20 за глубину реализации и удобство конфигурирования протокола ModBus;
- Второе место по праву занимают терминалы Galileosky Base Block и Galileosky 7.0 за возможность разбора ModBus через Easy Logic;
- Третье место мы отдаем терминалу AutoGRAPH GSM+ за участие в тесте и прощаемся с ним из-за невозможности дальнейшего сотрудничества.